Советский винил: топ проигрывателей 80-х
Итак, коснемся немного проигрывателей, на которых слушали музыку в СССР наиболее продвинутые любители винила. Именно эти устройства стали легендарными среди старых меломанов, заставших советский период, когда приобретение электроники было похоже на сложный и запутанный квест.
Электроника Б1-01
“Электроника Б1-01”, пожалуй, первый советский проигрыватель с соответствующим актуальным для 70-х - 80-х стандартам класса Hi-Fi. Архаичный дизайн изобиловал деревом и металлом, как было принято в те годы. Проигрыватель был увесист, масса устройства составляла 20 кг. Как и большинство своих собратьев, он имел встроенный корректор без переключения типа головки звукоснимателя.
Если присмотреться к конструкции, можно заметить, что инженеры страны советов заимствовали большинство решений у “Thorens 125”, оснащенного тонармом SME. Было в СССР и внутрисоюзное копирование. Так “Электроника Б1-011” оказался почти точной копией “Б1-01”.
Как и подавляющее большинство советских вертушек той эпохи, первенец советского хайфая имел три скорости 33, 45 и 78. Из особо ценного для советских пользователей в проигрывателе были реализованы автостоп, микролифт. Поворотный диск приводился в движение пасиком.
Особого упоминания заслуживает тонарм, который оснащался картриджем ГЗМ-003. Во многом благодаря картриджу, частотный диапазон устройства простирался почти на весь слышимый спектр и составлял от 20 Гц – 20 кГц. Также головка обладала небольшой прижимной силой и в целом была крайне востребована у советских меломанов до появления ГЗМ 055 и ГЗМ 005.
В нагрузку к проигрывателю также продавали усилитель и акустическую систему. Они не были столь изысканы. Однако, в силу дефицита, советские меломаны обычно брали всё и были крайне довольны.
Корвет ЭП-003
Легендарное произведение концептуалиста Лихницкого и схемотехника Ратаева. Создано на волне интереса предприятия “Морфизприбор” к созданию высококлассных устройств для звуковоспроизведения с позволения всесильного советского правительства. Шедевр технической мысли и аудиофильского концептуализма. Самобытное устройство многих до настоящего времени впечатляет оригинальностью технических и дизайнерских решений.
Значимая особенность - вязкостное демпфирование. Тонарм “Корвета” заполнялся вязким наполнителем, благодаря чему уменьшал его резонансы. Массивное шаровидное крепление и вызывает удивление у неискушенных пользователей. Проигрыватель имел прямой привод и две скорости воспроизведения, что для того времени было достаточно необычно. На тонарм устройство устанавливали картридж ГЗМ-008 со сферической алмазной иглой и магнитом, изготовленным из сплава самария с кобальтом, которые долгое время считались одними из лучших в союзе.
Эстония-010-стерео
Скопированный и адаптированный под родную элементную базу японец Sharp Optonica-7100, в Союзе получил гордое наименование Эстония-010-стерео. Его в 1983 году выпустил «Пунане-РЭТ», расположенный в Таллине. Вероятно (поправьте меня в комментах, если ошибаюсь) - это была первая вертушка, которая имела возможность программирования воспроизведения.
Проигрыватель выбирал трек и повторял воспроизведение композиций. Масса соответствовала оригиналу и равнялась 12 кг. Важно отметить, что советская элементная база, в частности, картриджи ГЗМ-155 ухудшили качество воспроизведения по сравнению с Optonica-7100. Напрашивающийся к устройству с подобными функциями пульт ДУ делать не стали, решили ограничиться электронным управлением с корпуса проигрывателя.
Арктур-006
“Арктур-006” — произведение Бердского радиозавода. Симбиоз советских технологий и наработок социалистической Польши, в частности, фабрики Unitra. Если точнее, то в Бердске просто скопировали польский проигрыватель Unitra G-2021, который в свою очередь был скопирован с японского Sanyo/Fisher MT-6225. Проигрыватель получил прямой привод, оригинальный двигатель высокой стабильности.
Предусмотрели также микролифт, автостоп и возврат тонарма. Подобно подавляющему большинству советских устройств, корректирующий RIAA предусилитель был встроенным. Из интересного и не очень распространенного для советских вертушек - съемный шелл. Конструкция была упрощена за счет упразднения неактуальной для 80-х скорости 78 об в минуту.
Портил всё это великолепие лёгкий пластиковый корпус, который также как и удачные технические решения были просто скопированы поляками с японского прародителя, а советскими инженерами заимствованы в конструкции польского.
Ария-102-стерео
В 1986 году рижская «Радиотехника» подарила советским меломанам очередное изделие класса HI-FI, на этот раз под ММ-картридж ГЗМ-155. Проигрыватель отличался прямым приводом и лёгким тонармом, но главное, очень современным дизайном, который в СССР был сравнительно редок до конца 80-х.
Как и для прочих его одноклассников, проигрыватель оснастили заветными для советских винилофилов автостопом и микролифтом. На устройстве можно было воспроизводить пластинки, рассчитанные на скорость 33 и 45 оборотов в минуту. Масса проигрывателя состояла 7,5 килограммов, что вполне отвечало советским стандартам.
- Комментарии