Обзор и история Nirvana “Nevermind”
Любые рецензии на этот альбом после октября-ноября 1991-го будут вторичными и неоригинальными, но я всё-таки попробую рассказать несколько не общеизвестных фактов об альбоме, его процессе записи и дать очень личную и субъективную оценку композициям. Какие виниловые пластинки ценить больше или меньше, каждый решает для себя сам, но в истории музыки есть культовые релизы, значение которых сложно переоценить, и Nevermind один из таких.
Альбом-чемпион, самая известная запись среди тех, что в магазине виниловых дисков можно найти в разделе гранж, между тем, почти не имеющая отношения к этому жанру. Рекордсмен 90-х по количеству официальных проданных копий и, почти наверняка, по количеству сделанных пиратских. Альбом, который превратил в мейнстрим целый жанр и стал сборником гимнов для поколения X в 90-е, существенно повлияв на поколение Y. Купить виниловую пластинку Nirvana “Nevermind” в 91-м — это открыть для себя альбом, который повлияет на всю массовую культуру, безупречный симбиоз андеграундной концепции и духа, воплощенный в ультраменстримовой, стерильной форме.
Пару слов об истории
Альбом существенно отличается от всего, что делал коллектив до этого. В первую очередь, это связано с изменениями в составе. Музыкальное мышление Ченнинга серьёзно отличалось от того, которое было свойственно Кобейну и Новоселичу. Ченнинга сменил Дэйв Грол, это изменило ритм секцию и дало возможность для более гибкой творческой реализации замыслов Кобейна. Курт, в свою очередь, начал тяготеть к комбинациям тяжелых нойз рока и гранжа с хорошо структурированными роковыми мелодиями. Именно на этом симбиозе и был построен новый материал коллектива. Уже к 1990-му году наметилась концепция и основные треки нового альбома.
Звук, существовавший в записи, был очень далёк от того, что Nirvana делала на сцене. Для этого также были исторические причины. Продюсер альбома Бутч Виг и коллектив были недовольны первыми записями альбомы, в связи с этим для сведения и мастеринга пригласили человека со стороны, чтобы дать альбому свежий, принципиально новый импульс. Им оказался Энди Уоллес, который был известен сотрудничеством со Slayer. Именно благодаря ему альбом стал достаточно стерильным для мейнстрима и при этом не потерял тяжести. Общеизвестно, что после завершения микширования у коллектива не было претензий к продюсеру, но после колоссального успеха Кобейн крайне неоднозначно оценивал пластинку, говоря о том, что запись “больше похожа на альбом Mötley Crüe, чем на панк-рок”.
Таким образом, несмотря на восторженные отзывы критиков и колоссальную попуцолярность внутри субкультуры, альбом много лет является примером коммерческого саунда, что обусловлено не только сверхпопулярностью пластинки, но и собственными оценками участников группы.
Музыка и тексты
Полагаю, упомянуть отдельно, как создавались Smells like teen spirit или Come as you are, не имеет особого смысла. Про каждую песню альбома написаны гигабайты теста. Значительно интереснее разобраться в том, какие приемы для создания композиций и лирики он использовал. Дэйв Грол вспоминал, что Кобейн фокусировался, в первую очередь, на музыке, несмотря на то, что придавал лирике достаточно большое значение.
Если говорить о текстах, то они представляют собой метафорический поток сознания, практически не имеющий конкретных интерпретаций для людей, которые плохо знали Кобейна лично. Продюсеры заявляли в интервью, что при записи Nevermind, Курт не обращал пристального внимания на разборчивость вокала, аналогичное можно сказать про этап сведения пластинки.
Что касается музыки, то коллектив выпустил пластинку в своем золотом составе. Единственной песней, где успел поиграть Чэд Ченнинг, стала «Polly». Многочисленные покупатели первых тиражей альбома об участии экс-ударника в записи песни не узнали. Его имя стало упоминаться лишь на поздних юбилейных изданиях Nevermind, в 91-м же такое упоминание сочли излишним.
Практически все гитарные партии в альбоме построены Кобейном на технически несложных, но характерных и запоминающихся рифах и пауэр-аккордах. Их комбинация с мелодичными, а иногда тональными и жесткими повторяющимися соло, не выделенными в структуре композиции, но интегрированными в тему куплета или припева - фирменный стиль Кобейна.
Выпуск альбома
24 сентября 1991 года запись появилась на прилавках магазинов виниловых пластинок в США и практически сразу завоевала бешеную популярность. Реакция на альбом превзошла самые смелые ожидания лейбла, который, в лучшем случае, предрекал новому винилу золотой статус.
Вопреки ожиданиям, пластинка стала бриллиантовой в США, платиновой в Великобритании. В 1996 году была выпущена ограниченная виниловая серия, которая была мгновенно распродана. В 2011 году появились «Deluxe» и «Super Deluxe» на CD и DVD в честь 20-летия. В 2021-м юбилейное издание на виниле.
Товары
- Комментарии