Советский винил: картридж всему голова или немного о ГЗМ-х05 и ГЗМ-x55
Этим постом мы открываем серию о советской технике для воспроизведения грамзаписи. И, пожалуй, начнём мы с советских картриджей. В эпоху непрекращающегося дефицита и проблемной плановой экономики, люди имели обыкновение доставать всё, что можно было достать. По этой причине выбора, как такового, в стране победившего социализма почти не существовала. Покупали то, что было, доставали то, что могли.
ГЗМ-х05 и магаданские алмазы
Одними из легендарных советских картриджей стали ГЗМ-х05. Выпуск серии начался после 1970-х, в соответствии с ГОСТом 7765-70 на Рижском электромеханическом заводе, более известном как ПО "Радиотехника". Качество несравнимое с прочими советскими звукоснимателями позволило этому картриджу завоевать советских ценителей винила. Именно этими головками комплектовались такие легендарные произведения советского проигрывателестроения как Электроника 017, Эстония-008, Radiotehnika ЭП-10, также все прочие советские электрофоны, которые комплектовались модулями серии 0-ЭПУ-82.
В соответствии с нормами ранних ГОСТов, выпускали 2 типа головок ГЗМ-005 и ГЗМ-105. Их основное отличие состояло в качестве и точности исполнения, и соответственно, в более высокой верности воспроизведения. Всё, что браковалось контролем качества как не соответствующее параметрам нулевого (высшего) класса, определяли в первый и маркировали соответствующим образом. Чтобы распределить устройства по классам, на рижском заводе измеряли неравномерность диапазона АЧХ картриджа и разделение стереоканалов. Частотный диапазон сравнивался с допусками соответствующего класса, и самое интересное, что они были идентичными для обоих классов.
Тайна одинаковых вставок
Картриджи имели внешние отличия, но вставки с иглами были совершенно идентичными. Существует также мнение о том, что распределение по классам проводилось исходя из визуального контроля вставок. Вызывающие сомнения определяли в первый класс, а безупречные шли в нулевой. Соответственно, картриджи высшего класса получали обозначение ГЗМ-005, а головкам первого класса присваивался индекс ГЗМ-105. Но это, как вы понимаете, не точно.
Когда появилась модель рижского проигрывателя Мелодия-105В, возникла необходимость в особом быстросъемном держателе для установки упрощённого крепления к тонарму. Картриджи оснастили таким и для обозначения этого модернизированного варианта к стандартному обозначению добавили букву “Д”. Она означала, что картридж снабжен быстросъемным пластиковым разъемом, позволяющим крепить эти головки на 2ЭПУ-65СМ и 1ЭПУ-73С. Более ранние тонармы, такие как 0ЭПУ-82С и 0ЭПУ-82К не имели такого крепления, на них головка прикручивалась специальными винтами.
Путаница с обозначением
Новые ГОСТы в 80-х увеличили требования к высшему классу, что, в свою очередь, привело к снижению класса картриджей на одну ступень. Так, ранее выпускавшиеся “головы” нулевого класса стали относиться к первому, а картриджи первого перешли во второй. Им были присвоены соответствующие наименования, они перешли на ступень вниз. ГЗМ-005, соответственно, превратилась в ГЗМ-105, а ГЗМ-105 обозвали ГЗМ-205. Интересно, что ранее с проигрывателями 2-го класса сложности использовались совершенно другие звукосниматели ГЗКУ-631, индекс Р означал использование корундовой иглы, индекс А - алмазной.
Игла
На протяжении всей своей длительной истории картриджи серии ГЗМ-x05 и любые их варианты оснащались сферическими алмазными иглами. Для этой массовой советской головки использовались А18/0.8 с длиной 0.8 мкм, обладавшие радиусом 0.018 мкм. Это были иглы советского производства, созданные в магаданской артели, занимавшейся обработкой технических алмазов. В Риге их монтировали в кантеливер из бериллия.
ГЗМ-х55 и плагиат
ГЗМ-х55 — ещё одна популярная серия советских картриджей. В Союзе им было присвоено наименование скоростно-чувствительные головки звукоснимателя. Как и ГЗМ-x05 выпускались на рижской “Радиотехники”. Эти головки изначально использовали с проигрывателями нулевой и первой групп сложности. По сути, это была советская копия Ortofon VMS20EMKII, что многими трактуется как причина их популярности и хороших эксплуатационных качеств.
Эллипс и сфера
Первыми появились картриджи ГЗМ-155-I, они оснащалась иглами с эллиптической заточкой. Несколько позже разработали модификацию ГЗМ-155-II, которая получила иглу со сферической. Обе головки сначала относились к первой группе сложности и фактически копировали Ortofon VMS20EMKII. Картриджи по советским меркам имели улучшенные характеристики, что главным образом отражалось на разделении каналов.
Когда оно составляло 25Дб и выше, на этапе производственных испытаний головки селектировали в нулевой класс, им присваивалось обозначение ГЗМ-055.
Можно смело утверждать, что ГЗМ-055 стали одними из лучших картриджей в СССР, они относились к классу 0 (высшему по советской классификации), их применяли для наиболее технически совершенных проигрывателей, производившихся в СССР, например: Эстония-010, Феникс-ЭП-009-стерео.
Товары
- Комментарии